Года́р Жан Люк (Godard) (р. 1930), французский кинорежиссёр, сценарист фильмов: «На последнем дыхании», «Маленький солдат» (оба 1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Китаянка» и «Уик-энд» (оба 1967), «Страсть» (1982), «Новая волна» (1990), «Германия 9-0» (1991), «Два раза по пятьдесят» (1995) и др. Выработал своеобразный и острый стиль киноповествования: ритмически-импульсивный монтаж, нетрадиционная лексика диалогов, в которых уличная разговорная речь чередуется с литературными цитатами.
* * *
ГОДАР Жан Люк - ГОДА́Р Жан Люк (Godard) (р. 3 декабря 1930, Париж), французский кинорежиссер, сценарист, актер, критик и теоретик кино, один из лидеров французской новой волны, виднейший представитель авангарда в мировом кинематографе.
Родился в состоятельной семье выходцев из Швейцарии, образование получил в Швейцарии и в парижском лицее Бюффон. В 1949 поступает на философский факультет Сорбонны; оканчивает университет с дипломом этнолога. Завсегдатай Французской синематеки, он активно участвует в клубном движении. Решающую роль в творческом становлении Годара сыграла встреча и знакомство с кинокритиком А. Базеном (см. БАЗЕН Андре), при поддержке которого с 1950 он сотрудничает с Газетт дю синема, годом позже становится одним из ведущих сотрудников колыбели новой волны - журнала Кайе дю синема и наряду с Ф. Трюффо (см. ТРЮФФО Франсуа), К. Шабролем, Ж. Риветтом и Э. Ромером, лидером этого направления в национальном кино. На поприще режиссуры дебютирует в 1954 короткометражным фильмом «Операция бетон».
Премьера первого полнометражного фильма Годара «На последнем дыхании» (1959, по собственному сценарию, основанному на идее Трюффо) обозначила приход во французское кино нового поколения кинематографистов, вооруженных своеобразным стилем и собственными, резко отличающимися от общепринятых мировоззренческими установками. Криминально-мелодраматическая история молодого правонарушителя, скрывающегося от полиции и преданного подругой-американкой, насыщенная естественными шумами большого города, не только производила впечатление документальной: она содержала духовный портрет нового потерянного поколения, как нельзя более чуждого традиционно буржуазным представлениям о нравственности и морали. Главный герой в исполнении Ж. П. Бельмондо (см. БЕЛЬМОНДО Жан Поль) бросал отчаянный вызов абсурду регламентированного бытия. На протяжении 1960-х гг. Годар, как и его соратники по новой волне, сделает тему бунтующей молодежи центральной в своем творчестве; однако, исследуя генезис молодежного протеста в философском, политическом и социологическом плане, на каждом из этих направлений он пойдет много дальше своих коллег.
В фокусе его внимания - милитаризм и подавление личности («Маленький солдат», 1959, запрещенный цензурой вплоть до 1963), проституция как универсальный удел индивидуума в буржуазном обществе («Жить своей жизнью», 1962, «Презрение», 1963, «Две или три вещи», которые я о ней знаю, 1966), изнанка респектабельного брака («Замужняя женщина», 1964), джунгли политического соперничества («Сделано в США», 1966), тупики индивидуалистического бунта («Безумный Пьеро», 1965) и молодежного экстремизма («Отдельная банда», 1964, «Китаянка», 1967), истоки и перспективы тоталитаристских тенденций в современном мире («Карабинеры», 1963, «Альфавиль», 1965, Уик-энд, 1967). Годаровская мозаика по широте охвата жизненных явлений не знает себе равных в игровом кинематографе своего времени.
На излете новой волны один из самых дерзких ее новаторов, Годар, становящийся одним из идейных лидеров студенческой майской революции 1968, делает резкий крен влево, пересматривая не только стилистику, но и функциональное назначение кинематографа. Большинство его лент 1970-х гг. задуманы как вариант политического агитпропа. Созданная им кинематографическая Группа Дзиги Вертова принципиально чуждается сколь-нибудь широких образных обобщений, предпочитая формы прямого интервью, агитплаката и т. п. («Правда», 1969, «Ветер с Востока», 1969, «Владимир и Роза», 1970, «Письмо Джейн», 1972). Лишь в начале 1980-х гг. режиссер возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в широкий прокат. Художническим триумфом Годара этого времени становятся фильм о съемках фильма - «Страсть» (1982) и осовремененная версия новеллы П. Мериме (см. МЕРИМЕ Проспер) «Имя: Кармен» (1983, Гран При Международного кинофестиваля в Венеции). Возвращаясь к значимым темам и проблемам собственного кинематографа 1960-х гг. («Детектив», 1984, «Тренируй правую», 1987, «Новая волна», 1990), режиссер тонко высвечивает их историческую, временную преемственность, подчас прибегая к иронической интонации и добиваясь убедительных художественных результатов даже тогда, когда объект изображения - как в фильме о зачатии Христа «Приветствую тебя, Мария!» (1985) - по сути внекинематографичен.
Преображающая магия кино (и других искусств) - постоянный предмет размышлений и поисков позднего Годара: от мозаичных киноантологий («Блеск и нищета малой киноиндустрии», 1986, «История(и) кино», 1989), до полифонической, замешанной на культурных реалиях разных эпох «Германия год 90 девять ноль» (1991) и «ЖЛГ: автопортрет в декабре» (1994). Значительное место занимает тема искусства и места художника в раздираемом социальными и политическими катаклизмами современном мире и в последней, на сегодняшний день, работе режиссера «Моцарт навсегда» (1996), по образному решению тяготеющий к фильмам 1960-х гг.
Общемировой резонанс творческого новаторства Годара огромен. Пожалуй, ему, как никому другому, удалось так обогатить язык современного кино.